В прошлых статьях раз речь зашла о применении шпаклевки для весьма узкой и специфичной цели
В прошлых статьях раз речь зашла о применении шпаклевки для весьма узкой и специфичной цели – наверное стоит рассказать вам и применении её по своему прямому назначению - для заделки швов.
Вообще эта самая шпаклевка швов - нудное, долгое и пыльное занятие и пост довольно большой, так что устраивайтесь по удобнее, налейте себе чаю и вникайте.
В определенный момент творчества любой моделист задается вопросом: какую шпаклевку выбрать, как правильно шпаклевать щели, какой наждачкой лучше пользоваться?
При всей очевидности и кажущейся простоте ответов - не все так просто. Часто при пристальном взгляде даже на работы опытных моделистов в сети, а то и в живую, на выставках, замечаешь не зашпаклеванные швы, усевшую или недошкуренную шпаклевку и прочие прелести. Да и просто взяв в руки свои старые модели, которые раньше казались нормально собранными понимаешь можно осознать, что подводных камней тут много.
Во-первых, чем больше на модели больших щелей и швов, тем хуже она собрана. Изрядную часть из них можно устранить на стадии клейки, подгоняя и подтачивая детали. Да и качественная склейка тут поможет. Так что собирайте модели без спешки с умом. Тогда возиться со шпаклевкой и шкуркой придется в разы меньше.
А начнем с самого главного - необходимых расходников. Кроме самой жертвы в виде модели нам понадобится шпаклевка и абразив. Не стоит использовать в качестве шпаклевки для моделей строительные расходники. Водорастворимая шпаклевка по дереву кажется очень привлекательным вариантом, но по факту плохо держится на пластике, не переносит нарезки расшивки и боится влаги. И может испортить уже готовую модель.
По мнению автора статьи - одной шпаклевкой не обойтись, для разных ситуаций понадобятся различные её виды. Но и набирать кучу тюбиков и баночек не стоит. Достаточно будет трех разных шпаклевок:
- Основная нитрошпаклевка, лучшее более мелкозернистая, лучший вариант - финишная (белая) шпаклевка от Тамии или Ганзы. Эта шпаклевка подходит для заделки большинства небольших щелей, сглаживания уступов, утяжин и прочих мелких неровностей поверхности. Довольно быстро сохнет (2-3 часа до обработки), не крошится, удобна в обработке. Но! Не стоит наносить её толстым слоем или пытаться заделать ею крупные дырки и уступы. Шпаклевка дает сильную усадку, да толстый слой может поесть пластик и не застыть внутри.
- Из недостатков обычной шпаклевки и вытекает небходимость второй. Большие щели конечно можно и даже нужно заделывать полосками пластика (подбираем полоску пластика по размеру щели, вклеиваем её туда, шпаклюем простой шпаклевкой поверх), но не всегда получится это сделать. Где стык слишком мудреной формы, где просто уступ идет по криволинейной поверхности и тд. Тут на помощь проходит двухкомпонентная шпаклевка. Хороший выбор - двухкомпонентный эпоксилин от Тамии. Такая шпаклевка не дает усадки и ею можно заделывать любые дыры. Что бы было удобно работать с эпоксилином – читаем инструкцию. Его нужно смачивать водой. А для того что бы он хорошо держался на пластике можно просто нанести модельный клей на то место, куда мы будем клеить шпаклевку. Тогда она не будет норовить отойти от пластика. Кроме этого, стоит отметить что после высыхания такая шпаклевка тверже пластика и начинать обрабатывать её стоит с крупных номеров наждачки (400). После заделки щели этой шпаклевкой выводить поверхность на финише стоит обычной шпаклевкой. Кроме этого, из двухкомпонентки можно вылепливать различные недолитые участки деталей, кромки крыльев и прочее.
- Часто получается так, что после заделки щелей или нарезки расшивки на поверхности модели, уже после грунтовки проявляются мелкие царапинки, усадочки и прочие очень мелкие, не глубокие, но заметные проблемные места. Специально для такой финишной работы стоит прикупить или жидкую шпаклевку, или жидкую грунтовку.
Кроме этого полезным будет обыкновенное средство для снятия лака, без ацетона или растворитель для грунта от Тамии
Зачем? Им можно стирать обычную нитрошпаклевку просто намочив в нем ватную палочку. Это бывает очень кстати в том случае если вы залезли шпаклевкой на какие-то рельефные части модели, работаете с фонарями кабин и прочими деликатными местами. В случае если на стыке деталей в таких местах есть просто щель, без уступа достаточно нанести шпаклевку, подождать примерно час и стереть все лишнее ватной палочкой, смоченной в средстве для снятия лака/растворителе. В итоге поверхность модели не будет тронута шкуркой, а щель будет заделана (это будет особо полезно и для любителей БТТ на моделях с множеством заклепки - можно и щель заделать, и клёп сохранить).
Наждачку, которой вы будете шкурить швы, лучше брать водостойкую. Начинать обработку стоит с грубых номеров (насколько грубых – зависит от ситуации) 400-600 и заканчивать более мелкими 1000-1500 номерами. Шкурить стоит с водой, что бы шкурка не забивалась, круговыми движениями. При этом стараясь особо не махать шкуркой и не повреждать поверхность модели вокруг места шпаклевания.
Теперь пара слов о самом процессе.
Есть щель/шов/уступ. И надо его побороть. Обезжириваем поверхность. Берем шпаклевку. Шпатель/спичку/зубочистку. И наносим её на нужное место. Старайтесь вдавить шпаклевку в шов. В конце можно разглидить шпаклевку по шву пальцем, если не лень мыть руки. Если шов/уступ большой – наносим шпаклевку в несколько слоев, с промежуточной сушкой, или берем двухкомпонентку.
Если вокруг шва много рельефной поверхности модели и нужно её сохранить – приклеиваем скотч по краям шва, с границей в пару мм, как на фото.
В случае если стыковка модели сильно хромает, то по завершению нанесения шпаклевки модель будет выглядеть довольно неопрятно. Но не стоит бояться кучи шпаклевки. Лучше повозиться с её зашкуриванием, чем получить корявый шов. Ждем пока шпаклевка высохнет, шкурим. Не забываем про воду. Заметьте, как мало шпаклевки в итоге осталось на модели и как выглядит шкуренная в ноль шпаклевка. Остаться она должна только в самом шве/уступе, но никак не на поверхности модели.
Запомните, одним нанесем/обработкой шпаклевки не обойтись. Это частая ошибка. На, казалось бы, выведенном в ноль шве будут мелкие усадочки и прочие косяки, которые вылезут на стадии грунтовки.
Зашкуренный шов стоит осмотреть под разным углом, при разном свете. Тогда проблемные места станут заметны. Лучше делать это после грунтовки и быть готовым к тому, что шов придется шпаклевать по новой. Причем лучше дать швам высохнуть хотя бы неделю, что бы шпаклевка усела и не приносила никаких «сюрпризов». Шпаклевать начисто придется уже не так много, и возможно получится обойтись жидкой шпаклевкой. Для примера – стык на центроплане Су-2 был зашпаклеван в два подхода, с просушкой около пяти дней между ними.
После грунтовки стыка не видно несмотря на то, что свет падает ровно на него. О том где был шов можно догадаться только по чуток просвечивающей из под грунта белой шпаклевки.
Грунтовка – обязательный этап. Он не только улучшает адгезию краски, но и выявляет косяки шпаклевания и выравнивает цвет поверхности. Ведь не всякая краска хорошо закрасит белую шпаклевку на черном пластике. И надо быть готовым к тому, что грунтовать модель придется пару раз. Сначала всю, а потом места, где дошкуривалась шпаклевка.
Напоминаем, что подходить к процессу заделки швов стоит тщательно и без халтуры. Усевший или не заделанный шов убивает прекрасно покрашенную модель. Лучше посидеть лишний день со шкуркой в руках, чем убить неаккуратностью отличную в остальных отношениях модель.
И конечно - смотрите что шпаклюете! Часто на стыке должен быть шов, а иногда под горячую руку новичков попадают нужные щели и стыки. Так что будьте внимательны, не превращайте модель в цельнолитую болванку без швов. А пострадавшие линии расшивки не забывайте прорезать по новой.
Удачи и оставайтесь с нами!
В следующий раз мы закончим рассказ о шпаклевке, поговорив о применении для этих целей суперклея.